Эмиссия ценных бумаг (IPO)

Эмиссия ценных бумаг (Initial Public Offering (IPO)) – это последовательность действий эмитента по размещению своих ценных бумаг на бирже. Действия эти строго регламентированы законом о рынке ценных бумаг. Данное правовое регулирование – является одним из ключевых способов защиты потенциальных инвесторов от возможности недобросовестной эмиссии, нацеленной на перераспределение уставного капитала или получение кредита у инвесторов, а также возможных других злоупотреблений при первичном публичном предложении эмитента инвесторам стать акционерами компании.                                                                                                                                                               

ОБ УСЛУГЕ, ПРЕДЛАГАЕМОЙ КОМПАНИЕЙ АУКЦИОННЫЙ ДОМЪ ПО ПУБЛИЧНОМУ ПЕРВИЧНОМУ РАЗМЕЩЕНИЮ АКЦИЙ И ВЫХОДУ НА IPO, ВЫ МОЖЕТЕ ПРОЧИТАТЬ ЗДЕСЬ. 

Процесс выхода компании на IPO состоит из нескольких этапов.                                                                                                          

Предварительный этап — на данном этапе эмитент критически анализирует своё финансово-хозяйственное положение, организационную структуру и структуру активов,  информационную (в том числе, финансовую) прозрачность, практику корпоративного управления и другие аспекты деятельности и по результатам этого анализа стремится устранить выявленные слабости и недостатки, которые могут помешать ему успешно осуществить IPO; данные действия обычно совершаются до окончательного принятия решения о выходе на публичный рынок капитала.

Подготовительный этап начинается, если по итогам предварительного этапа с учётом устранённых недостатков перспектива IPO оценивается эмитентом положительно. Подготовительный этап включает в себя:

  • Подбор команды участников IPO (выбираются торговая площадка и партнеры: консультанты, брокеры, андеррайтеры, с которыми окончательно согласовывается план дальнейших действий и конфигурация IPO.
  • Принимаются формальные решения органами эмитента, соблюдаются формальные процедуры (например, осуществление акционерами преимущественного права, исключения составляют: эмиссия государственных ценных бумаг, дополнительная эмиссия и ограничения для нерезидентов), и составляются формальные документы (проспект ценных бумаг, в котором должны содержаться данные о составе акционеров компании, ее финансовом положении и параметрах предстоящего выпуска).
  • Создается Инвестиционный меморандум — документ, содержащий информацию, необходимую инвесторам для принятия решения (например, цена за акцию, количество акций, направление использования средств, дивидендная политика и т. п.)
  • Запускается рекламная кампания (в том числе, роад-шоу — рекламные поездки руководства эмитента) с целью повышения интереса потенциальных инвесторов к предлагаемым ценным бумагам.

Основной этап. Эмитент начинает размещение ценных бумаг только после регистрации их выпуска. Во время основного этапа происходит собственно сбор заявок на приобретение предлагаемых ценных бумаг, прайсинг — определение цены (если она не была заранее определена), удовлетворение заявок (аллокация) и подведение итогов публичного размещения (обращения).

Количество выпускаемых ценных бумаг не должно превышать количества, указанного в учредительных документах и проспекте выпуска ценных бумаг, а вот размещать меньшее количество бумаг по сравнению с заявленным уровнем закон не запрещает. ФСФР (федеральная служба по финансовым рынкам) лишь устанавливает минимальную долю ценных бумаг для того, чтобы эмиссия считалась состоявшейся. При несостоявшейся эмиссии производится возврат средств инвесторов. Запрещается эмиссионное размещение ранее, чем через 2 недели после раскрытия информации о выпуске, а вот цена размещения может быть объявлена и в день размещения. В случае нарушения предписанного порядка действий, эмиссия может быть признана недобросовестной и аннулирована.

Завершающий этап (aftermarket) — начало обращения ценных бумаг на бирже и окончательная оценка успешности состоявшегося IPO.

Как правило, первичное размещение акций проводится с привлечением:

  • инвестиционных банков или инвестиционных компаний в качестве андеррайтеров* и организаторов размещения;
  • юридических или консалтинговых компаний в качестве консультантов организаторов и/или эмитентов;
  • аудиторских компаний;
  • коммуникационных агентств в качестве рекламных  консультантов размещения
* Андеррайтер (underwriter) (на рынке ценных бумаг) — юридическое лицо, которое осуществляет руководство процессом выпуска ценных бумаг и их распределения. Андеррайтером может быть любое юридическое лицо соответствующим образом лицензированное ФСФР, то есть это может быть или инвестиционная компания или инвестиционный банк. В конечном итоге это юридическое лицо и предлагает инвесторам купить выпуск ценных бумаг эмитента.

Договор с андеррайтером может быть двух типов:

  • «Твердое обязательство» (Firm commitment) — андеррайтер обязуется приобрести все ценные бумаги, предлагаемые для первичного публичного размещения, и перепродать их. Весь риск продажи ложится на андеррайтера.
  • «Максимальные усилия» (Best efforts) — продажа максимально возможного числа ценных бумаг нового выпуска без финансовой ответственности. Андеррайтер снимает с себя часть риска в случае, когда часть ценных бумаг продать не удается.

А также читайте про  ВЕКСЕЛЬНЫЙ ЗАЕМ   ,  ОБЛИГАЦИОННЫЙ ЗАЕМ.